В числе кандидатов на роль возможной замены кремнию,
использующегося сегодня для изготовления большинства интегральных
микросхем, применяющихся главным образом в вычислительной технике,
присутствуют не только углеродные нанотрубки и листы графена. Еще одним
многообещающим материалом является алмаз, тем более, что исследователям
уже удавалось создавать алмазные транзисторы – японские ученые,
сотрудники NTT, смогли сконструировать транзистор с алмазным затвором
толщиной всего сто нанометров. Совсем недавно появилась информация, что
сотрудникам Университета Глазго удалось существенно улучшить технологию
изготовления аналогичных наноструктур.
Начиная с 1947 года, года изобретения транзистора, подобные
устройства изготовлялись либо на основе кремния – главным образом,
вычислительная техника; либо арсенида галлия, более подходящего для
радиочастотных ИС. Это обусловлено рядом достоинств и недостатков
указанных полупроводниковых материалов, которых, оказывается, лишен
алмаз. Согласно отчету исследователей Университета Глазго, им удалось
создать алмазный транзистор, ширина затвора которого составляет 50 нм –
наилучший на текущий момент результат. Необходимость в снижении толщины
затвора транзистора обусловлена повышением его скоростных
характеристик, а значит, и производительности интегральных микросхем.
В свою очередь, «алмазная» электроника приведет к развитию
совершенно новых технологий, например, «терагерцевое сканирование» и
автомобильные системы определения и просчета столкновений. В первом
случае имеется в виду системы сканирования материалов и объектов при
помощи электромагнитных волн частотой несколько терагерц. Это
соответствует верхней границе диапазона микроволн и нижней границе
инфракрасного излучения. Электромагнитные терагерцевые волны абсолютно
безопасны для здоровья человека, а значит, могут найти широкое
применение в таких устройствах, как сканеры безопасности, позволяющие
обнаружить оружие под одеждой, или новое поколение медицинских
сканеров. Что касается систем автомобильной безопасности, то «алмазная»
электроника может лечь в основу автомобильных радаров. Такие устройства
смогут определять наличие объектов в опасной близости от автомобиля и
заранее дать команду для активации систем безопасности транспортного
средства.
Такая область применения диктует свои требования к интегральным
микросхемам, которые должны отличаться не только высокой
производительностью, но и стабильной работой в самых тяжелых условиях.
Этим требованиям и отвечает электроника на основе «алмазных»
транзисторов. Если же у читателя закрадутся сомнения по поводу высокой
стоимости подобных устройств, то спешим его информировать – в данном
случае применяются искусственные алмазы, полученные методом химического
осаждения из паровой фазы.
|